01 ФОТО РЕКОНСТРУКЦИЯ / ПЕРВЫЕ ГАЛЕРЕИ НА ВИНЗАВОДЕ
Фотограф Игорь Мухин одним из первых увидел по Винзаводу до его реконструкции. Его уникальная съемка стала документом, фиксирующим состояние фабрики белых и красных вин перед ее реставрацией, восстановлением и превращение в первый частный центр современного искусства. Это момент, когда из руин был построен тот Винзавод, который мы знаем.

Сегодня сложно поверить, что на руинах можно построить мечту, но Винзавод тому доказательство.

Игорь Мухин известен своими знаменитыми портретами времен перестройки, когда ему удалось поработать с Виктором Цоем, Петром Мамоновым, Борисом Гребенщиковым и многими другими. В своем творчестве многократно обращался к советскому прошлому, пытаясь осмыслить его последствия. Сегодня преподает в Московской школе фотографии им. Родченко.
01 ФОТО
РЕКОНСТРУКЦИЯ /
ПЕРВЫЕ ГАЛЕРЕИ
НА ВИНЗАВОДЕ
Да, официально все началось с выставки «Верю», но не официально Винзавод открылся с Фестиваля стрит-арта 21-22 апреля в 2006 году. Фестиваль стал первым коллективным высказыванием уличной культуры, связал Винзавод навсегда с уличными художниками, которых мы поддержали и поддерживаем до сих пор.

Для Винзавода уличная культура неотъемлемая часть городской культуры и современного искусства. Находясь на границе между системой и полной свободой у уличной культуры всегда свой стиль, местами бескомпромиссный, стихийный, но при этом искренний и оригинальный. За это и ценим.

«На наших хип-хоп вечеринках flammable beats уже тогда тусили уличные художники и кто-то позвал Чагина играть на фестивали на Винзаводе. Когда я пришла, то увидела десятки художников, невероятно крутых, что стало переломным моментом. Я поняла, что хочу из музыки перекочевать в другую область, работать с художниками. Вообще, я в этот район до открытия Винзавода не ездила и открыла для себя еще и часть Москвы. Меня сразило Большое Винохранилище, Цех Белого без крыши, холсты во дворе и пианино, на котором я даже сыграла», — Сабина Чагина.

Винзаводу в 2022 году — 15 лет и мы делимся архивами, вспоминаем, как строился центр современного искусства.

02 ФЕСТИВАЛЬ СТРИТ-АРТА
Выставка ВЕРЮ. Начало Винзавода, как центра современного искусства
и его же манифест. Верю называют легендой, в Большом Винохранилище 28 января 2007 года состоялось открытие. С этого момента мы отсчитываем свой возраст и в 2021 году Винзаводу исполняется 15 лет.

Важно, выставка под кураторством Олега Кулика стала итогом встреч
и дискуссий в подвалах, которые длились полгода, назывались «сборами»
и которые посетили или приняли участие, пожалуй, все заметные деятели искусств на тот момент. Выступления Екатерины Деготь, Олега Аронсона, Елены Петровской, Александра Липницкого, Сергея Хоружего, Алексея Лидова и многих других как бы «освятили» будущий центр, предваряя его историю.

В выставке приняли участие 62 художника и для карусели мы выбрали несколько проектов, показывающих масштаб коллективного высказывания.
03 ВЫСТАВКА ВЕРЮ
В 2007 году для специальной программы II Московской биеннале современного искусства Даррен показал видео-инсталляцию «Если бы ты был рядом…».

Скульптор, видеохудожник и фотограф Даррен Алмонд работает с темами памяти, времени и места. В его фильмах фигурируют безлюдные места и окраинные пейзажи. В центре произведений, несмотря на их очевидную анонимность и отчужденность, человек.

Видео-инсталляция «Если бы ты был рядом…» создана в 2003 году, в 2005 году номинировалась на Премию Тернера. Темы воспоминаний и хрупкости человеческой жизни лежат в основе проекта. На видео бабушка художника смотрит на танцующую пару, рядом с экраном разместилась неоновая мельница, как метафора знаменитого кабаре «Мулен Руж». Это иллюстрация воспоминаний пожилой дамы, лицо которой мы видим на экране. В том самом зале они познакомились с мужем, а сейчас прошло двадцать лет со дня его смерти.

Хронометраж работы всего три минуты, но тонкость момента удерживает зрителя в зале, позволяя прочувствовать и пережить воспоминание вместе с героиней фильма.

Арт-критик и искусствовед Ирина Кулик сравнивает лирику инсталляции Алмонда с произведениями французского модерниста Марселя Пруста: «По той пронзительной точности, с которой художник воспроизводит саму природу памяти, видеоинсталляцию можно сравнить разве что с теми страницами, которые посвятил своей бабушке Марсель Пруст».
04 ИНСТАЛЛЯЦИЯ ДАРРЕНА АЛМОНДА «ЕСЛИ БЫ ТЫ БЫЛ РЯДОМ…»
Одна из любимых и памятных архивных страниц: масштабный проект Best of Russia 2008. Первая всероссийская выставка современной фотографии в Центре современного искусства Винзавод – тотальная и бескомпромиссная фотодокументация русской действительности нулевых.

Отбор фотографий проводился по открытому конкурсу: принять участие мог каждый гражданин России, вне зависимости от возраста и профессии. В составе экспертного жюри – главные редакторы ведущих московских журналов и профессионалы фотосообщества.

За время проведения конкурса члены жюри отсмотрели 16. 000 работ авторов из 304 населенных пунктов России, из которых в экспозицию в Цехе Белого и Красного попали 350 лучших в пяти номинациях:
— Архитектура России;
— Природа России;
— Люди;
— События и повседневная жизнь;
— Мода и реклама.

Инициатива Винзавода в 2008 году дала старт проекту – впереди его ожидало десятилетие ежегодных выставок, на которых в концентрированном виде можно было увидеть главные достижения современной российской фотографии.

В карусели вспоминаем и пересматриваем лучшие кадры. Авторы фото: Глеб Покров, Кирилл Овчинников (в объективе: Майя Плисецкая), Зокир Умаров, Вячеслав Гончаренко, Анатолий Фрумгарц, Светлана Лейкина, Филипп Кадымов.
05 BEST OF RUSSIA
Проект СТАРТ длился с 2008 по 2019 год и охватил 11 сезонов, 12 кураторов, открыл более 70 художников.

СТАРТ появился как решение важной проблемы: первая персональная выставка начинающего художника. В 2007 году возможностей для персонального высказывания у художников, даже уже состоявшихся, было не много. Платформа СТАРТА в буквальном смысле открывала художникам путь в карьеру. При этом платформа работала как на поддержку художников, так и на развитие кураторского сообщества. Каждый сезон проекта эксперта выбирали нового куратора.

За почти 11 лет СТАРТА кураторами работали Анастасия Шавлохова, Арсений Жиляев, Елена Яичникова, Мария Калинина, Владимир Логутов, Иван Исаев, Кирилл Преображенский, Вера Трахтенберг, Николай Смирнов, Лизавета Матвеева, Ольга Дерюгина, Илья Смирнов.

Художники, выпускники СТАРТА, практически неминуемо становились заметными и многие выросли в звезд с невероятной историей. Например, художник Евгений Антуфьев за выставку на СТАРТЕ сразу получил «Премию Кандинского» как лучший молодой художник, а Татьяну Ахметгалиеву после СТАРТА заметила финская галерея Forsblom, одна из ведущих на скандинавском рынке.

В 2014 году, в качестве параллельной программы биеннале современного искусства Manifesta 10, в Санкт-Петербурге прошла выставка Generation Start, как факт и доказательство появления нового поколения в искусстве.

СТАРТ стал важной вехой и в истории фонда Винзавод, сформировав стратегическое направление «Новые имена», институциональное направление деятельности с фокусом на поддержку именно начинающих художников. Проект Открытые студии Винзавода продолжает СТАРТ и также входит в направление «Новые имена».

Фото:
Александр Образумов, Дарья Орлова, Владимир Омутов, Алина Бровина, Владимир Карташов, Иван Горшков, Павел Антуфьев, Евгений Чертоплясов, Milk&Vodka.
06 ПРОЕКТ СТАРТ
В первом сезоне 2008-2009 годах прошли восемь выставок. Куратор сезона Анастасия Шавлохова и экспертный совет отобрали Дмитрия Теселкина, Веронику Рудьеву-Рязанцеву, Евгения Антуфьева, Mild&Vodka, Сергея Луценко, Евгения Дедова, Татьяну Ахметгалиеву, Сергея Лоцманова.

Евгений Антуфьев создал «Объекты защиты», привезя артефакты из Тувы, родного края художника. Цветы, кости, насекомые, ткани и частицы тела его и родственников: волосы, кровь, золотые зубы бабушки – стали материалом для арт-объектов. Выставка построена вокруг мифологии художника и создает образ места, дома. Это первый персональный проект Антуфьева, который послужил стартом для дальнейших громких событий.

Дмитрий Теселкин представил «Конструктор» – гигантское сооружение из 50 000 модулей, с помощью которого любой может собрать искусство: от минискульптуры до огромного монумента.

Два монументальных текстильных панно с акцентным, красным цветом нити – проект Татьяны Ахметгалиевой «Стадия куколки». На выставке раскрылась тема женского начала и близость к корням художницы, которая родом из Сибири. Проект был номинирован на премию Кандинского в 2010 году, запустив карьеру художницы: участие в Венецианской биеннале, Уральской биеннале, Манифеста 10.
07 ПРОЕКТ СТАРТ: ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА
Архивы Винзавода и уличный фестиваль видеоарта Пусто (2003-2007). Фестиваль был задуман как альтернатива галерейным форматам и интервенция в городское пространство, проходил семь лет на заброшенных пустырях и во дворах города, и даже на крыше дома-коммуны на улице Орджоникидзе.

В течение трех дней на стенах разворачивалась программа видео-работ от российских и международных художников. Свои работа давали, как признанные авторы: Виктор Алимпиев, Валерий Айзенберг, Олег Кулик, Дмитрий Гутов, Синие носы, Владик Мамышев-Монро, Андрей Бартенев и многие другие, так и начинающие коллективы.

Программы предоставляли Гете-институт, международный фестиваль ohne kohle (Вена) и российские проекты, как екатеринбургский фестиваль одноминутного видео Outvideo.

Работы, которые организаторы не могли показывать в городском публичном пространстве, демонстрировались в закрытом формате PUSTO VIDEO TABOO. Одним из таких закрытых пространств стал в 2007 году Центр современного искусства Винзавод, где прошло закрытие фестиваля и показ «запретных плодов» проекта.

Кураторы проекта Ирина Саминская, художники Ксения Перетрухина, Яков Каждан и с 2006 года Андрей Паршиков предполагали распространение формата фестиваля, «городского телевизора»: проекции на стены домов по всей стране, фестиваль гастролировал в Екатеринбург, Саратов, Ярославль. Но после закрытия проекта подобных инициатив больше не появлялось.
08 ВИДЕОФЕСТ ПУСТО
В 2009 году смотрели сериал «Берлин, Александерплац» немецкого режиссера Райнера Вернера Фассбиндера.

14 серий общей длительность в 15 часов крутили без перерыва на 14 экранах. Дополнительно в экспозиции фотографии со съемок, эскизы режиссера и 224 кадра из сериала, специально отобранных куратором МоМа Клаусом Бизенбахом.

Лидер новой волны немецкого кино в 1970-х, Фассбиндер снял сериал по одноименному роману Альфреда Деблина, который многие сравнивают с новаторским текстом «Улисс» Джеймса Джойса.

Сериал «Берлин, Александерплац» — одна из последних работ в карьере режиссера, в полной мере раскрыла его гений и революционный стиль новатора новой немецкой волны.
09 БЕРЛИН, АЛЕКСАНДРПЛАЦ ФАССБИНДЕРА
В 2014 году номинант на премию «Оскар», голливудский актер приехал в ЦСИ Винзавод и оставил в память о своей покойной собачке Гуапо граффити.

Строчки Томаса Дилана, портрет один в один и плюс еще одно культовое граффити в культовом месте.

Найти его непросто, но можно.
10 ГРАФФИТИ МИККИ РУРКА
Философский клуб – один из самых масштабных проектов ЦСИ Винзавод, который работал с 2014 по 2019 год. Раз в два месяца Винтажный зал Винзавода становился трибуной для обсуждения новейших философских теорий и течений. Философский клуб открыл философ и теоретик Валерий Подорога с художниками Анатолием Осмоловским, Виктором Скерсисом и теоретик media studies Андрей Великанов.

Каждый сезон Филклуба открывал и изучал глобальные темы в современной культуре в широком смысле: Основные тенденции современной философии в 2014 году, В тени марксизма: философия и современность 2014-2015, Неудовлетворенность эстетикой 2016, Новые космологии 2017-2018 и ДИАМАТ 2018-2019.

Курировали проект первая кураторка проекта СТАРТ Анастасия Шавлохова и художник, критик, теоретик и куратор Андрей Шенталь.

За пять лет существования Философского клуба с лекциями выступали философы Михаил Рыклин, Игорь Чубаров, Александр Секацкий, Йоэль Регев, Александр Сегал, Михаил Куртов, Олег Аронсон, Светлана Бардина, Никита Сазонов, писатель и драматург Юрий Мамлеев, теоретик и куратор современного искусства Виктор Мизиано. Также клуб стал площадкой для выступления экспертов мирового масштаба. Лекции проводили философы Грэм Харман, Кристоф Менке, Армен Аванесян, Роберт Пфаллер, Питер Осборн, Александр Р. Гэллоуэй, Федерико Кампанья, историк-искусствовед Борис Гройс, писатель-эссеист Стефано Манкузо, кураторка Доротея фон Хантельманн, теоретик культуры и искусства Ана Т. Пинто и многие другие.


11 ФИЛОСОФСКИЙ КЛУБ
Best of Russia, грандиозная фотолетопись страны, которую ЦСИ Винзавод собирал 10 лет.

Фотография Кирилла Умрихина «Водоворот звезд», победившая в конкурсе в 2013 году, попала в топ 100 лучших фотографий за десять лет конкурса.

Еще одним участником юбилейной выставки стал Максим Коротченко с фотографией «Прыжки в воду»
12 BEST OF RUSSIA