00 11 СЕЗОН ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ

В июле стартовал Одиннадцатый сезон Открытых студий Винзавода. Ментор нового сезона – Полина Могилина, искусствовед и ведущий куратор галереи «Триумф»:
«Мотив нового сезона – фиксирование пограничных состояний между реальным и иррациональным, коллективным и интимным, историческим и мифологическим, фигуративным и абстрактным. Комбинируя в своей практике разные медиа и материалы, художники исследуют пространство эмоционального ответа на внешние факторы и события через попытку фиксирования мерцания в художественной форме».

Художницы сезона: Алиса Смородина, Юрий Чернышев, Аня Гросицкая, Надя Петрова, Дина Боровик, Лана Морозова, Марина Глебова, Александр Гордеев, Евгения Болюх и Ваня Репкин.


Новый, 11 сезон Открытых студий представляет первую программу на август: дискуссия о современном художественном образовании, мастер-класс по старинной технике печати на ткани и вечер авторской поэзии.

10 августа в 14:00 — мастер-класс по старинной технике печати по ткани — набойке от Нади Петровой.
Художница Надя Петрова представит свою коллекцию винтажных досок с блошиных рынков Индии, Турции и Германии, а также современные образцы печати на ткани. Участники познакомятся с техникой набойки и создадут рисунок на ткани, используя винтажные доски.
Вход по регистрации.

24 августа в 16:00 — дискуссия «Что дает художественное образование современному художнику?»
На встрече-дискуссии художница Евгения Болюх вместе с резидентами 11 сезона обсудят тему художественного образования, рассматривая опыт художников Студий, обучавшихся как в России, так и за границей. Художники рассмотрят ключевые вопросы: необходимость образования для художника, виды художественного образования и варианты учебных заведений для современного художника. В дискуссии примут участие: Алиса Смородина, Дина Боровик, Марина Глебова, Александр Гордеев, Анна Гросицкая и Евгения Болюх.
Вход по регистрации.


25 августа в 17:00 — вечер авторской поэзии с Александром Гордеевым.На поэтическом вечере с художником Александром Гордеевым зрители познакомятся с авторской поэзией художника, а также его друзей-поэтов. В конце вечера у всех желающих будет возможность выступить в формате «свободного микрофона» и прочитать свои стихи.
Вход по регистрации.
Обратите внимание, в ввиду ограничения по количеству мест, вход на события по регистрации.

Открытые студии Винзавода работают с 2017 года и входят в стратегическое направление Новые имена Винзавода. Проект объединяет принципы мастерской, резиденции и арт-школы на базе одной из ведущих российских арт-институций Центра современного искусства Винзавод. Резиденты Открытых студий работают с ментором, получают личные профессиональные консультации, участвуют в коллективных проектах, artist talks и мастер-классах.

Для художников, отобранных экспертным советом, участие в проекте – возможность сделать первые шаги в творческой и коммерческой сферах под руководством опытных профессионалов. Для зрителей Открытые студии – возможность наблюдать за процессом создания произведений искусства. Для коллекционеров Открытые студии – шанс познакомиться с будущими звездами еще на этапе их становления.

Место проведения: Открытые Студии / Open Studios (подъезд С6), 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 стр. 6
01 ВЫСТАВКА 10 СЕЗОНА ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ «ЭТО НАМ ПРИСНИЛОСЬ ЗАВТРА» И ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Десятый сезон Открытых студий Винзавода завершает выставка «Это нам приснилось завтра».

Художницы сезона: Дарья Арбузова, Юля Диброва, Ульяна Елкина, Маргарита Журавлева, Ольга Михальчук, Аксана Прутцкова, Полина Савина, Елена Холкина, Елена Шарганова, Таисия Камышан.

Анна Зайцева, ментор десятого сезона Открытых студий Винзавода: «Выставка о том, что страх — это оборотная сторона надежды. Об одиночестве как экзистенциальном испытании, которое оказывается преодолимо. О том, как рождаются и умирают утопические проекты – в реальности и в виртуальном мире. О том, как жизнь продолжается даже после реализации антиутопии».

Елена Шарганова, «Лучезарный город», серия текстильных коллажей
Елена Шарганова представит многослойные текстильные коллажи из серии «Лучезарный город», которая рефлексирует судьбу утопического авангардного проекта «города-сада», переплетая ее с семейной историей самой художницы.

Лена Холкина, «Соние», книга и инсталляция для чтения
Художница использовала в своем проекте сны, записанные для нее посетителями Открытых студий в последние месяцы. Рассматривая сон как пространство одиночества и вместе с тем – оттиск коллективного бессознательного, Елена Холкина создает на их основе свою инсталляцию и книгу.

Дарья Арбузова, «You can (not) escape», инсталляция
Дарья Арбузова обращается к опыту ухода в сетевые миры. Название проекта, с одной стороны, недвусмысленно намекает на несостоятельность такой практики, а с другой — оставляет открытым вопрос: «Откуда именно в итоге ты не способен будешь убежать — от реальности или из своего вымысла?».

Юля Диброва, «Экзистенция», инсталляция
В центре работы художницы — вопросы о смерти и бессмертии, о слиянии виртуального и телесного, компьютерного и человеческого.

Таисия Камышан «45 seconds of silence», текстильный коллаж
Работа «45 seconds of silence» — наблюдение за природой времени и молчания.

Аксана Прутцкова, «Узоры II» и «Мне снилось, что я смотрюсь в зеркало, и я это не я», инсталляции, «Может ли обсуждение искусства быть произведением искусства?», телеграм-перформанс
Аксана Прутцкова в своих проектах исследует мимикрию как стратегию выживания в социуме и ставит вопрос о черте, за которой происходит утрата собственного «я».

Полина Савина, «Комната Нолле», инсталляция
Полина Савина создает мир постапокалипсиса, где вещи оживают, исследуют свое прошлое и пытаются воссоздать цепь событий предшествовавших катастрофе.

Маргарита Журавлева, «Вещное», объекты, видео
Маргарита Журавлева показывает два проекта. В одном повседневность, представленная бытовыми вещами, превращается в застывшую скульптурную форму, слепок некогда придававшей им смысл жизни. В другом художница предъявляет зрителю мир вещей, из которого изъят человек, но который странным образом продолжает свое существование.

Ульяна Ёлкина, «В слоях страхов», объект
Циклопическая скульптура, созданная Ульяной Ёлкиной, представляет собой торт, каждый ярус которого покрыт изображениями страхов, свойственных разным возрастным этапам человеческой жизни. Торт сам по себе – неизменный атрибут праздника, события, которое начинает отсчет нового. Драматургия надежды и страха как оборотных сторон друг друга лежит в основе этого проекта художницы.

Ольга Михальчук, «Придумала!», серия видео, инсталляция
В проекте «Придумала!» Ольга Михальчук спрятала видео о преодолении страха в состоянии одиночества в очень знакомой, внешне спокойной комнате. Из реального и фантазийного соткан мир, где свет пробивается сквозь тьму, что бы ни случилось.



Коллективный сон, работа с локальной историей и памятью места, артист-ток для книголюбов, мастер-класс по созданию шапочек из фольги и другие события в параллельной программе художниц десятого сезона Открытых студий Винзавода к выставке «Это нам приснилось завтра».

16 апреля в 19:30коллективный перформанс «Это нам приснилось завтра» от художниц 10 сезона Открытых студий Винзавода.
Художницы погрузятся в коллективный сон в пространстве выставки. Ульяна Елкина, Маргарита Журавлева, Юля Диброва, Ольга Михальчук, Аксана Прутцкова проведут эксперимент со сном у своих работ, отыгрывая буквально название выставки и представляя во сне.
Вход по регистрации.

19 апреля в 19:30 — дискуссия «Локальная история и память места».
Художницы Елена Шарганова, Мария Сафронова, Сания Саженская, художественный критик и главный редактор вебзина SPECTATE Анастасия Хаустова, куратор Майкл Арутюнян и к.соц.н. Евгения Гольман обсудят исследования памяти в творчестве современных российских художников, работу с локальной историей и памятью места, а также актуальность темы в Москве и регионах.
Во время дискуссии Елена Шарганова и Евгения Гольман представят результаты опроса посетителей Открытых студий о родном городе и образе его
Вход по регистрации.

20 апреля в 15:00 — мастер-класс по созданию шапочек из фольги от Аксаны Прутцковой.
Участники мастер-класса узнают секреты декорирования уникальных шапочек, освоят техники складывания и моделирования фольги, а также получат практические советы по носке своих уникальных шедевров.
Вход по регистрации.

24 апреля в 19:00 — паблик-ток «Итоги 10 сезона Открытых студий и тенденции в современном искусстве». Встреча и обмен мнениями про важные моменты в сезоне, влияние современных технологий на искусство, что удалось достичь и что в планах. Участники: резиденты 10 сезона Открытых студий.
Вход по регистрации.

27 апреля в 17:00 — артист-ток для книголюбов и интересующихся «Вечерок с фотокнигами» от Елены Холкиной.
Независимый издатель и соосновательница группы Russian Independent Selfpublished Елена Холкина расскажет о своих fully booked приключениях, покажет книги и зины. «Современная фотокнига для меня — формат художественного высказывания, инструмент проживания, погружения, сценарий будущего, мост, связывающий людей, позволяющий увидеть новое или увидеть новым способом», — Елена Холкина.
Вход по регистрации.

Место проведения: Открытые Студии / Open Studios (подъезд С6), 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 стр. 6
Обратите внимание, в ввиду ограничения по количеству мест, вход на события по регистрации.




02 10 СЕЗОН ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ

Открытые студии Винзавода входят в стратегическое направление New Names, направленное на профессиональную поддержку и развитие художников. Участниками десятого сезона стали: Елена Холкина, Юлия Диброва, Ольга Михальчук, Аксана Прутцкова, Дарья Арбузова, Елена Шарганова, Маргарита Журавлева, Полина Савина, Ульяна Елкина, Таисия Камышан.

Ментор десятого сезона Открытых студий, главный куратор и заместитель директора по выставочной деятельности Мультимедиа Арт Музея, Москва Анна Зайцева: «Мотивы сезона — артикулировать собственную позицию в диалоге с художниками предшествующих эпох и современности. Заниматься активным производством знания, исследовать области, опосредованно связанные с самореализацией художника, включая экспозиционные практики, институциональную среду и кураторские стратегии»

Экспертный совет десятого сезона Открытых студий
: основательница Центра современного искусства Винзавод Софья Троценко, искусствовед, основатель галереи pop/off/art Сергей Попов, искусствовед, галерист (Alina Pinsky Gallery) Алина Пинская, искусствовед, куратор Фонда V-A-C, ментор 1-5 сезонов Открытых студий Винзавода Андрей Паршиков, художница Ирина Корина.

МЕНТОР:
Анна Зайцева — главный куратор, заместитель директора по выставочной деятельности Мультимедиа Арт Музея, Москва. Лауреат Государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинации «Кураторский проект» (2009), лауреат общественной премии «Кариатида» (2013). На протяжении многих лет была членом экспертного совета Премии Кандинского, а также премии «Инновация» (в 2009 и 2013–2015 годах), Московской международной биеннале молодого искусства (в 2015 году). Автор переводов на русский язык книг по искусству, включая: Ханс Ульрих Обрист. Краткая история кураторства (М., Ad Marginem, 2012); Деян Суджич: В как Bauhaus. Азбука современного мира (Новое издательство, 2017).

О ПРОЕКТЕ:
Открытые студии работают в ЦСИ Винзавод с 2017 года и входят в стратегическое направление Новые имена Винзавода. Проект объединяет принципы мастерской, резиденции и арт-школы на базе одной из ведущих российских арт-институций Центра современного искусства Винзавод. Резиденты Открытых студий имеют возможность работать с ментором, получать личные профессиональные консультаций, участвовать в коллективных проектах, artist talks и мастер-классах.





.






03 IV БИЕННАЛЕ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА АРТМОССФЕРА 2023

IV Биеннале уличного искусства Артмоссфера прошла в Москве с 31 мая по 31 июля 2023 года.

Центр современного искусства Винзавод представляет биеннале Артмоссфера. В 2023 году биеннале расширило пространство и вышло в город с основной программой. Данная практика была реализована впервые, биеннале охватит разные локации столицы (арт-квартал вдоль Яузской набережной) с сердцем проекта в ЦСИ Винзавод.
Смотреть тизер биеннале Артмоссфера 2023.

Тема основного проекта биеннале звучала как «Община: Партнерство – Коллективность – Утопия». По мысли куратора, Андрея Паршикова, одной из важных задач в наши дни становится налаживание новой жизни в новых условиях с новым историческом багажом. Общность, коллективность и партнерство должны стать важными элементами адаптации к этим условиям — взяв эти темы за основу художники предложили свои варианты осмысления и обустройства окружающей их действительность.
Кураторский текст Андрея Паршикова о теме биеннале.

Участники Основного проекта биеннале
Арис Онер (ARIS ONER, Германия), Маттео Черетто Кастельяно (Matteo Ceretto Castigliano, CT, Италия), XPOME, Амаро (Amaro Abreu, Бразилия), Пабло Аримбат (Pablo Harymbat, Аргентина), IHAR (Беларусь), Гая Софоян (GAYA SOFO, Грузия), Мария Боковня (Россия-Германия), Филип Радонич (Filip Radonjic, Сербия), DOMA Collective (Аргентина), Акоп Балаян (Acop Balayan, Аргентина), Анастасия Литвинова, Саша Фролова, Артем Стефанов, Дмитрий Венков, Миша Most, Саша Браулов, Женя Белякова, Любовь Винк, ГАЦТК им. С.В.Образцова, Филипп Киценко, Григорий Орехов, Маша Смородина, Алена Троицкая и Ксения Шарапова, Fork, Александр Гущин, аут-группа «Муха», KTK, «Аня, приём!», Анна Тарарова, Елена Холодова, Александра Кузнецова, «Озерки», Андрей Шкарин и Мария Ефимова, Галина Андреева, Красил Макар, Двадцать два, Новые городские художники (zoika), Иван Волков, Сергей Навасардян (Yerevantropics), бюро «Чехарда», Алексей Лука, Данила Шмелев (Shozy), Ася Заславская, Катика.


В Центре современного искусства Винзавод были представлены следующие проекты:
Геометрический мурал Маттео Черетто Кастельяно (CT), посвященный гармонии с природой мурал Birds Амаро (Amaro Abreu), абстрактное граффити The arrival Пабло Харимбата (Pablo Harymbat), камерный объект-послание «Я желаю всем счастья» IHAR, кинетическая инсталляция Red Mobile GAYA SOFA, инсталляция о цикличности цивилизации «Перед Меланхолией» Марии Боковня, иммерсивная скульптура «reset>play» Филипа Радонича, технологичная инсталляция с мыльными пузырями TIMELESS группы Doma Collective, муралы «Дом-призрак» Анастасии Литвиновой и «Настоящая совершенная рекурсия» Артема Стефанова, масштабная скульптура «Единение» Саши Фроловой, видео «Ничего не происходит» Дмитрия Венкова, скульптура «Одинокий андроид» Миши Most, текстильное панно «ДОМ» Саши Браулова, посвященная новой методологии коллективного сосуществования скульптура «Мурмурация» Маши Смородина.

Ассамбляж «Сушим весла» арт-группы «Аня, приём!», инсталляция «Переплетемся» Анны Тараровой, серия AR-объектов «#1» об устаревании любых норм от Андрея Шкарина и Марии Ефимовой, инсталляция «Правило совместимости» Галины Андреевой, арт-объект о современных медиа «Что происходит?» от ZOIKA (Новые городские художники), серия скульптур о силе коллективных ценностей «ЖирафоЛес» от бюро «Чехарда», арт-объект «Классная работа» Аси Заславской. Катика создаст посвященную заботе о себе и других вязаную работу «Любовь и пиксели», а Женя Белякова арт-объект, отсылающий в детство, «Большой секрет». Также посетители увидят работу о коллективности и дружбе «Без названия» Сергея Навасардяна (Yerevantropics), инсталляцию «Музей» Григория Орехова — авторскую интерпретацию первобытного «дома», интерактивную инсталляцию «Утопи"Я"» Александра Гущина и посвященную теме потери дома звуковую инсталляцию «Миграционные парковки» от арт-группы КТК.

8 июля в ЦСИ Винзавод во время биеннале Monolog Gallery (Сербия) организовали специальный кроссовер-проект с серией прямых эфиров, посвященных преобразованию городской среды. На однодневном мероприятии в рамках телемоста с Белградом можно было увидеть уличных художников пространства Cetinjska 15, музыкальные и перформативные активности локального арт-коммьюнити, скейтерские заезды.

На набережной Яузы свои проекты реализовали следующие художники:

Акоп Балаян создал надувную скульптуру «20:30» в сквере у Сыромятнического гидроузла, там же можно было увидеть арт-объект Sunshine dog Ивана Волкова. Архитектор Филипп Киценко представил инсталляцию «Прямая кривая» между Золоторожской и Сыромятнической набережными. Аут-группа «Муха» создала объект для открытой беседы «Стол переговоров», а Александра Кузнецова — серию объектов «Обводя взглядом», замаскированных под строительные ограждения.

В районе Арт Квартала зрители увидели следующие проекты:

Мурал «Взаимность» Арис Онера, «Оттенки серого» XPOME, мурал «Прорыв» от Fork, который украсил въезд в Сыромятнический тоннель.

На территории центра дизайна Artplay:

Красил Макар представил скульптуру «Крапива», Данила Шмелев (Shozy) гипперреалистичный мурал «Без названия», и на стене Арт Квартала в Мрузовском переулке появился мурал «Беспредметный разговор» на тему взаимопонимания Алексея Луки.

В программе Основного проекта биеннале впервые включены перформансы:

31 мая – 2 июня – независимое сообщество «22» представило аудио-проект «Гул»;
31 мая, 3 июня, 31 июля – команда ГАЦТК им.С.В.Образцова показало перформанс «Август Хиросимы, пепел Нагасаки» в технике японского уличного театра камисибай;
9 – 13 июня – петербургское объединение «Озерки» приготовило сеанс фото-пряток, где каждый мог сыграть роль искателя и беглеца;
10 и 17 июня – художница Елена Холодова провела перформанс-практику «sharing space / "разделяя место"»;
25 июня – в рамках перформанса Odysseys художницы Алена Троицкая и Ксения Шарапова организовали ридинг-группу, участники которой, странствуя по площадке смотра, читали поэму на девяти языках.
Параллельно художница Любовь Виник выпустила аудиогид по биеннале из комментариев художников-участников проекта.

Превью биеннале стало открытие нового сезона первой легальной уличной галереи НЕТСТЕН 23 мая, который ЦСИ Винзавод реализует совместно с Москомархитектурой. В создании нового слоя участие приняли шесть российских художников: Ashesteen, Турбен, Scheme, Сергей fas (фас), Малышев Евгений (JöN), Peeks.

Навигационный партнер биеннале АРТМОССФЕРА геосервис 2ГИС специально к 31 мая подготовил навигацию и онлайн-карту — с подробным описанием и фото. Найти их можно введя на стартовой странице в поисковой строке «Артмоссфера».

Просветительская программа

7 и 8 июля в ЦСИ Винзавод совместно с Институтом исследования стрит-арта провел IV Форум Уличного Искусства на тему «Паблик-арт или городское искусство сегодня». Главным событием Форума была открытая для публики первая научная-практическая конференция и серия публичных дискуссий на тему паблик-арта с ведущими специалистами в сфере искусства в общественных пространствах из разных городов России и из-за рубежа. Участники обсудили социальные роли искусства в общественных пространствах, нюансы правового регулирования работ в городской среде, а также чему регионы могут научить столицы.

Продолжила работу Городская лаборатория (Горлаб) — новая региональная инициатива ЦСИ Винзавод по созданию искусства в городском пространстве. В рамках первого, онлайн тура эксперты в сфере уличного искусства провели лекции с художниками и кураторами из разных городов России. Второй блок прошел оффлайн с 19 июня, в Москве, где у участников была возможность познакомиться с преподавателями лично, а также посетить профильные институции, галереи и мастерские художников.


Читайте все новости о проекте в Вконтакте, Telegram, Дзен, Youtube.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.


04 ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ЦСИ ВИНЗАВОДА


Волонтерская программа позволяет познакомиться с масштабными проектами ЦСИ Винзавода, пообщаться с художниками и изучить арт-рынок изнутри.

Волонтеры участвуют в организации мероприятий:

– лагерь уличной культуры Urban Art Camp,

– маркет современного искусства WIN-WIN,

– проекты, проводимые Ассоциацией галерей, в том числе участие в культурных форумах и ярмарках современного искусства.

Волонтеры получают бесплатный вход на выставки, превью проектов, закрытые вернисажи, а также опыт работы в интересующей их отрасли.


Оставить заявку можно по ссылке.


После заполнения заявки ЦСИ Винзавод будет оповещать вас о приближающихся мероприятиях, чтобы пригласить в качестве волонтера. В случае успешной совместной работы вы начнете получать волонтерскую рассылку, в которой увидите все для дальнейшего роста.


05 ПРОЕКТЫ КУРАТОРОВ И НЕЗАВИСИМЫХ СООБЩЕСТВ: ТРЕТИЙ ЭТАП, 24 ЯНВАРЯ - 8 МАРТА 2023
24 января в Центре современного искусства Винзавод откроются две выставки третьего этапа Проектов кураторов и независимых сообществ. «Цемента II» и «Краткий справочник современной городской мифологии в картинках и схемах». Это независимые кураторские проекты, отобранные экспертной комиссией по результатам опен-колла, который ЦСИ Винзавод проводил с июля по сентябрь 2022 года.

О ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТАХ

Проект «Цемента II» – продолжение выставки «Цемента I» (2014), задуманной как альтернатива выставкам Documenta и Manifesta – отсюда и созвучное название, придуманное одним из художников объединения PARAZIT Керимом Рагимовым. Первая «Цемента» была попыткой продемонстрировать равенство всех участников: выставочное пространство делилось на равные участки поверхности стен, а художники тянули жребий, чтобы занять свое место.
«Цемента II» поднимает вопрос о двойном назначении материалов и множественности смыслов форм. Стены и мосты переходят в языковую единицу, наделенную способностью давать определение предметам и процессам. Материально-вещественное преобразуется в философско-психологическое, где второе вновь стремится встать в предметном мире.

Куратор: Катарина Кано (творческое объединение PARAZIT)

Художники: Александр Строков, Алена Терешко, Анастасия Иваненкова, Анатолий Парвлов, Андрей Сикорский, Валерия Александрова, Вера Светлова, Владимир Козин, Грета Димарис, Григорий Грязнов, Дмитрий Жеравов, Игорь Плотников, Игорь Яновский, Илья Минин, Катарина Кано, Кирилл Или, Коля Садовник, Ксюша Пилипецкая, Наталья Феолетова, Татьяна Поле, Наташа Гражданкина (совместно с Гришей Пономаренко и Марфой Рагимовой), Саша Глейзер, Семен Мотолянец, Стас Багс, Татьяна Дубовская, Тимур Мусаев-Каган, Эмилия Санги, Юлия Рибетки, Юстина Комиссарова.

Место: Акцизный зал, подъезд №9.
В рамках выставки «Краткий справочник современной городской мифологии в картинках и схемах» независимый куратор некая Ада рассматривает уличное искусство сквозь призму «мифологического сознания», присущего нашим предкам из Первобытной эпохи. Нанесение изображений на стены – древнейший способ творческого взаимодействия человека с окружающей средой. Таким образом художник «высвобождает из стен» свой особый мир. С технической точки зрения наскальная живопись может считаться истоком стрит-арта – в этом контексте проект куратора некой Ады исследует стрит-арт как факт новой городской мифологии, творимой сегодня.

Куратор: некая Ада.

Художник: Паша Адрес, Илья Атом | Bomse crew, Алексей Бархан, Бурятский Андерграунд, Абрам Дикой, Валентин Жуковский, Максим Китко, Степан Краснов | 310, Команда ПСЛЧ, Александр Соколов, Тлён Мск, Тома3000, Сергей Фас, Леша Цеглов, Никита Этогде, 14! | ARBK CREW, 1Muray, Anton Choys, Göat543, Kairo 359, Lasco (Франция), Lev.Kise, Man42, Stanislav Manos, Monkey Rmg (Израиль), Arseniy Truba & Dmitriy Weok | NWO CREW, Partisan Press, Евгений PeaceLoveBam, Tilf & Blackwan (Италия), Vav.bear и другие.

Место: Бродильный цех, подъезд 22.

06 ПРОЕКТЫ КУРАТОРОВ И НЕЗАВИСИМЫХ СООБЩЕСТВ: ВТОРОЙ ЭТАП, 23 ДЕКАБРЯ - 10 ЯНВАРЯ 2023
23 декабря в Центре современного искусства Винзавод открылись выставки второго этапа Проектов кураторов и независимых сообществ. «Слои Данбара» и «Метасеквойя фоксии», а также выставка короткого формата «Окей, я подумаю над этим». Это независимые кураторские проекты, отобранные экспертной комиссией по результатам опен-колла, который ЦСИ Винзавод проводил с июля по сентябрь 2022 года.

О ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТАХ

Инсталляция «Метасеквойя фоксии» посвящена теме шестого вымирания биологических видов на планете на фоне человеческой деятельности. Выставка продолжает коллективный проект Энциклопедия растений. Участникам Энциклопедии растений и выставки «Метасеквойя фоксии» предложено опрокинуть идею всеобщего воскрешения на прошлое Земли — в этот раз к жизни возвращается флора. Базовым ресурсом здесь служит игра.

Куратор: Евгения Белякова.

В экспозиции – работы Кирилла Кто, Александра Повзнера Насти Зиборовой, Ани Гордеевой, Тани Сушенковой, Валентины Чжоу, Ани Дервановой, Нафисы Жаббаровой, Юры Павлова, Марии Кокуновой и Дианы Ли.

Место: Акцизный зал, подъезде №9. До 15 января.
Выставка «Слои Данбара» предлагает зрителю поразмышлять о социальных связях и исследовать модель своих отношений с людьми. Сколько людей у вас в окружении и каким образом вы выстраиваете взаимоотношения? Какие изменения происходят с приходом новых и исчезновением старых социальных связей? Какое качество имеют ваши социальные связи?

В основе выставочного проекта – исследование антрополога Робина Данбара. Исследуя приматов Данбар вывел число, определяющее ограничение на количество постоянных социальных связей, который человек может качественно и осознанно поддерживать. Оно в среднем определяется равным 150 и называется «число Данбара».

Куратор: Нелли Галиас.

Участники выставки: София Акимова, Виктория Ананьева, Анастасия Аспарагус, Елена Голубева, Анна Кабирова, Катика, Лилия Ким, Анастасия Литвинова, Алексей Лабзин, Светлана Покровская, Ксения Попаренко, Светлана Самойлова, Юлия Санжаревская, Лиза Токарева, Алена Шапарь.

Место: Бродильный цех, подъезд №22. До 15 января.

«Окей, я подумаю над этим» — групповая выставка, представляющая собой намерение в ней участвовать.
В основе проекта анонимный Open-call с заявленной темой «не отвеченные письма крупных институций»: многим художникам знакомо состояние ожидания ответа, переходящее в смирение, а затем и вовсе в иллюзию, что «это нормально». Полисемия односложных «спасибо/окей/я подумаю».

В выставке участвуют на момент написания этого текста более 40 художников, которые представят более 70 работ в следующих медиумах: видео, инсталляция, скульптура, живопись, графика, перформансы и выставочные проекты. Для одних участников это дебют, для других — конфликт с собой, но одновременно желание действовать, кто-то находит здесь выход, а кто-то — себя.

Куратор: Тина Шибалова.

Участники (список дополняется):
Ада Морозова / Макс Кашин, Алексей Буланников, Алина Лутаева, Алиса Валевская, Анастасия Куклина, Ангелина Ермачкова, Андрей Глазков, Анна Туркина, Арина Лифанова, Арина Палеха, Валерия Стратонникова, Василий Ничипорук, Виктория Белокобыльская. Дарий Асадуллаев, Дарья Пурпурная, Ева Лузиани, Евгения Фомина / Анастасия Россохина / Ксения Никитина, Елена Иванова, Елизавета Барышова, Ирина Малая, Ирина Насырова, Ирина Турченко, Клавдия Колибаба, Кристина Акатова, Ксения Воскобойникова, Леся Каребина, Маргарита Смагина, Мария Светлакова, Надежда Хасанова, Наталия Белозерова, Наталья Горбунова, Ольга Дякина, Оля Головешкина, Оля Душкина, Оля Махно, Павел Плеханов, Полина Талалаева, Соня Эндрюс, Юлия Хищенко/ AliensYu, Юлия Жданова, AN-NA (Наталья Анкина), MERU, Mary Anaskina, Mila Nishatova, Linda de La, Northern Spirit, Vivato Eka, Группа Аж2О (Бавыкина Ольга и Баронина Оксана), арт-дуэт «WM», спайка ПЕРЕКОП.

Место: Площадка СТАРТ, до 30 декабря.

07 ПРОЕКТЫ КУРАТОРОВ И НЕЗАВИСИМЫХ СООБЩЕСТВ: ПЕРВЫЙ ЭТАП, 25 НОЯБРЯ - 18 ДЕКАБРЯ 2022
25 ноября в Центре современного искусства Винзавод открылись первые выставки Проектов кураторов и независимых сообществ. Сайт-специфик инсталляция «Не держи меня» в Акцизном зале, «Свернутое измерение» в Бродильном цехе – выставка-документация жизни одного российского села на Дальнем Востоке и «Координаты» – художественная интервенция арт-группировки ПНИ в навигацию на территории ЦСИ Винзавод. Это независимые кураторские проекты, отобранные экспертной комиссией по результатам опен-колла, который ЦСИ Винзавод проводил с июля по сентябрь 2022 года.

По результатам опен-колла отобрано 14 творческих инициатив: семь выставок и семь проектов коротких форматов, среди них – кинопоказы, лекции, перформансы, спектакль и принтобмен. Реализация проектов в пространствах ЦСИ Винзавод пройдет в три этапа – финальный запланирован на январь 2023 года.

О ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТАХ

Инсталляция «Не держи меня» — выставочный проект художников и кураторов Кристины Пашковой и Кости Серпа, посвященный идее фальшивых опор. В экспозиции в Акцизном зале — знакомые зрителю предметы быта и реди-мэйды с не определенным функциональным назначением. Объекты комбинируются в конструкции, которые будто служат для стабилизации и подпорки и без того устойчивых сводов Акцизного зала.

По задумке авторов, сайт-специфик проект «Не держи меня» – попытка художника «исправить» несуществующую проблему, а фальшивые опоры – только имитация важности и необходимости конструкций, в которых сводчатый потолок не нуждается.

Композиции, выполненные без единого гвоздя или клея, хрупки и ненадежны. После выставки они будут разобраны, предметы вернутся на свои места.
Мультимедийный проект «Свернутое измерение», авторами которого выступили художница из Владивостока Елена Никитина и петербургский куратор Екатерина Седых, документирует реалии и мироощущение жителей села Тигрового в Приморском крае на Дальнем Востоке.

Экспозиция выставки собрана из фотографий домов и жителей села, окружающих пейзажей и переписок в групповых чатах, где люди делятся своими историями, радостями и рассказами о том, что их беспокоит. Цель проекта – сделать видимым маленькое, почти не поддающееся обнаружению «свернутое измерение» Тигрового, дать возможность зрителям заглянуть в сохраненный мир одного из самых отдаленных регионов России.
«Координаты» — это сайт-специфик проект художественной группировки ПНИ, масштабированный на всю территорию ЦСИ Винзавод. Интервенция в навигационные системы – буклеты, карты-схемы, указатели, планы эвакуации, стенды с афишами, вывески – это попытка переосмыслить ориентацию зрителей в пространствах центра современного искусства и доминации кураторского взгляда.
О КУРАТОРАХ

«Не держи меня»

Кристина Пашкова. Основной медиум Кристины Пашковой – ткани: художница применяет технику гобелена и различные виды шитья, делает коллажи, аппликации и инсталляции из текстиля. В работах Кристина использует старую ненужную одежду, обрезки и найденные ткани.

В своей практике Кристина Пашкова рефлексирует над темами: коммуникация, сообщество, совместная работа, ритуалы повседневности и бытовой микромир человека. По словам художницы, ткачество – это не только древнее ремесло, стоящее у истоков современных технологий (прообраз современных компьютеров – Жаккардовый ткацкий станок), но и способ выведения женского труда и домашних практик из зоны невидимости.

Художница регулярно представляет свои работы на выставках в ведущих арт-институциях, в числе которых — Новая Третьяковка, Музей Москвы, ММОМА, ЦСИ Винзавод.

Костя Серп. Независимый куратор и художник, нашел свой творческий путь в конце 90-х в среде граффити. В начале 2010-х начал интересоваться русским авангардом и зарубежными абстракционистами.

Вдохновляясь русским авангардом и зарубежным абстракционизмом, Костя Серп работает с геометрическими формами и чистыми локальными цветами. Узнаваемые работы художника, как правило, это масштабные композиции из геометрических фигур, образующие единый объект.

«Свернутое измерение»

Екатерина Седых. Куратор, автор проектов в галерее Арка во Владивостоке и галереях в Санкт-Петербурге. Принимала участие как куратор во Владивостокской биеннале визуальных искусств и Международном кинофестивале стран Азиатско-Тихоокеанского региона во Владивостоке «Меридианы Тихого».

Елена Никитина. Художница из Владивостока, работает в различных жанрах – живопись, графика, арт-объекты, инсталляция. Работы Елены Никитиной находятся в коллекциях Приморской государственной картинной галереи, галереи Арка, ЦСИ Артэтаж во Владивостоке, в частных коллекциях в Японии, Канаде, США и России. С июля 2021 года Почетный консул Французской республики в городе Владивостоке.

«Координаты»

Арт-группировка ПНИ. Название коллектива расшифровывается как «практика нонспектакулярного искусства», то есть искусства невидимого или стремящегося к невидимости. Метод ПНИ — практика «келейных выставок», которые представляют собой внедрение в институцию, не производящее острый аффект или провокацию, но симулирующее элементы официального языка. Это достигается с помощью апроприации визуального кода и способов коммуникации, ассоциирующихся с репрезентацией культурной институции. Тем самым зритель вводится в заблуждение, в котором не удается распознать, кто стоит за представленными объектами искусства, а зачастую даже обнаружить это искусство.

Один из последних заметных проектов арт-группировки – несанкционированная выставка «Настройки 2.2.» в пространстве Дома культуры ГЭС-2, которая представляла собой независимую интерпретацию официальной выставки «Настройки-2».
08 ПРОЕКТЫ КУРАТОРОВ И НЕЗАВИСИМЫХ СООБЩЕСТВ: КОРОТКИЙ ФОРМАТ
ПРИНТОБМЕН
26 ноября, Винтажный зал

Живой принтобмен, который проведут коллекционер, эксперт в области печатной графики Валерий Бо и художница Мария Зайцева – встреча между любителями печатной графики и обмен равноценными оттисками. Работы тиражной графики могут быть как авторскими эстампами, так и оттисками других художников из коллекции участников.

Куратор: Мария Зайцева. Художница работает преимущественно в техниках печатной графики: литография, сухая игла, линогравюра и смешанных техниках, включая элементы коллажей, каллиграфии. В своей практике Мария Зайцева предпочитает использовать медиумы в качестве выразительных средств, а не создания идеального тиража. Работы художницы находятся в частных и государственных коллекциях России, Европы и США.
КИНОПОКАЗ ФИЛЬМОВ ДИАНЫ ГАЛИМЗЯНОВОЙ «ПЛАН 9 С АЛИЭКСПРЕССА» И «САМАЯ СВЕТЛАЯ ТЬМА» + ПЕРФОРМАНС
27 ноября, Винтажный зал

«План 9 с Алиэкспресса» — безбюджетный экспериментальный фильм, в съемках которого приняли участие более 80 человек, среди которых самые разные представители креативной индустрии в России. Другая ее работа «Самая Светлая Тьма» – нуарный триллер о детективе-невротике, который раскрывает свои собственные тайны.

Куратор: Диана Галимзянова. Режиссерка, видеохудожница и перформерка снимает экспериментальное микро- и безбюджетное кино, смешивает жанры. Один из любимых методов съемки Дианы Галимзяновой – комбинирование жанра мокьюментари и традиционной документалистики. Участница кинофестивалей независимого экспериментального кино в России, США, Канаде, Индии, Португалии, Сербии, Финляндии, Дании.
СПЕКТАКЛЬ «ЭХО»
6 декабря, Винтажный зал

Спектакль «Эхо» независимой хореографической труппы Dart Dance Company – это визуальный рассказ об образах женщины в истории и женской природе через пластику тела. В основе сценария – древнегреческий миф о нимфе Эхо, которая была лишена возможности выражать свои мысли голосом, а могла только повторять слова за другими.

Средствами языка танца исполнители проводят параллель между персонажами из мифологии Древней Греции и женщинами XXI века. Это пластическое размышление о том, как в разные исторические периоды женщины преодолевали жизненные трудности и с какими препятствиями им приходится сталкиваться в современном социуме. Переживание любви, страхи, стремление к счастью и самореализации, противостояние социальному давлению – вечно актуальные темы, о которых авторы проекта рассказывают универсальным языком танца.

Куратор: Галюк Диана – руководитель Dart Dance Company, хореограф-постановщик в Дворце творчества детей и молодежи «На стопани», педагог-хореограф в студии балета «En pointe».
ПЕРФОРМАНС «ПОРЧА»
10-11 декабря, Винтажный зал

«Порча» – многослойный перформанс, посвященный теме травмы жителей постсоветского пространства, которая трансформировалась сегодня в болезненные социальные отношения. По задумке авторов проекта, главный персонаж перформанса — коллективный образ 145 миллионов человек, не способных выразить чувство любви к ближнему.

Магический заговор множества голосов соединяется с ритуалом приготовления совместной трапезы, а хореография жестов раскрывает сложную драматургию отношений. Текстильные, пищевые и телесные ландшафты превращаются в единое визуальное полотно. Для зрителя действие сводится в единый поток, направленный на развязывание старых узлов, мешающих жить и дышать, и попытку пересобрать связи.

Куратор: Екатерина Августеняк. Художница, драматург, режиссер. Исследует перформативные свойства языков в трансдисциплинарных работах. Практикует экспериментальные методы художественного сотрудничества. Финалистка конкурса NOVA ART Contest 19 (Санкт-Петербург). Принимала участие в лабораториях «Практика постдраматурга», THEATRUM, «Метадрама», «КоOPERАция. ART& SCIENCE», резиденции «Переделкино», «Своими словами» (ГЭС-2) и др. Пьесы Екатерины входили в разные годы в основную и fringe-программу фестиваля «Любимовка». Перформанс «Опус ДНК» вошел в лонг-лист премии «Золотая Маска», номинант премии Курехина как лучший science-art-проект.



ЛЕКЦИЯ О СООВРЕМЕННОМ ТЕАТРЕ
17 декабря, Винтажный зал

В последнее время грани театрального эксперимента очень быстро расширились, и сейчас мы находимся именно в той точке, когда у театра появилась легальная возможность апроприировать абсолютно любые художественные и не_художественные, материальные и нематериальные практики. Современный театр может адаптировать под собственные нужды почти любой формат коммуникации: выставка, экскурсия, настольная игра, анкетирование – буквально что угодно сейчас можно превратить в театральный проект. Но как театральные методы встраиваются в общий контекст современного искусства? Какими могут быть театральные эксперименты и почему некоторые из них уже успели устареть? Как театр апроприировал диджитал, и что нового он привнёс? Какие проблемы обнажились и как это всё может быть связано с компьютерными играми? Как карантин поменял общий культурный контекст, и какое отражение нашел в работе режиссеров и зрителя?

Куратор: Габбилен Галычев – театральный режиссёр и медиахудожник. Выпускник Московской Школы Нового Кино и Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. В своём творчестве совмещает театр, перформанс и практики современного искусства. Участник многочисленных выставок и фестивалей, среди которых Форма, Архстояние, Точка доступа. Также, совместно с Мультимедиа Арт Музеем создал цифровой спектакль «A.I.Q. TEST» в гугл формах, проект доступен по ссылке.




НАУЧНЫЙ СЕМИНАР ПО СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ
18 декабря, Винтажный зал

Мы часто забываем, что между 1955 годом, когда вышло знаменитое постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», и торжеством собственно модернизма — Дворцом пионеров на Ленинских горах — прошло больше половины десятилетия. Несмотря на заявленный постановлением курс на освоение зарубежного архитектурного опыта, не все архитекторы видели модернизм в качестве единственной художественной линии. Клубок споров, творческих (и не очень) поисков — вот образ эпохи. В своём выступлении аспирант факультета культурологии РГГУ Вадим Данилов попытается ответить на вопрос, как функционировала кампания по борьбе с излишествами и какими альтернативными путями могла пойти советская архитектура.

О лекторе: Вадим Данилов – выпускник кураторской школы Avant-Garde LAB Еврейского музея и Энциклопедии русского авангарда. Секретарь Общества охраны памятников модернизма. Аспирант факультета культурологии РГГУ. В 2020 году защитил магистерскую диссертацию о постсоветской архитектурной критике в Высшей школе европейских культур РГГУ.

Иван Сапогов – исследователь социальной антропологии, городской культуры и советской архитектуры. Автор материалов в издании Москвич Mag. Председатель Общества охраны памятников модернизма.